
Ассоциация предоставила для газеты “Ведомости” комментарии по законопроекту. Мы отмечаем, что:
С точки зрения потребителя введение НДС – это увеличение финансовой нагрузки. Какая бы ни была ставка налога и механизм его уплаты, это в любом случае означает повышение цен для потребителя.
Закрепленный в законопроекте механизм обсуждался с бизнесом, вовлеченным в трансграничную электронную торговлю, с лета прошлого года. То, что налог будет вводиться, было ясно с самого начала. Вызывает сомнения обоснованность предлагаемого разделения правил уплаты, и Ассоциация представляла ранее свои комментарии в рамках обсуждения поправок.
С точки зрения бизнеса операторов электронной торговли (это компании, которые в настоящее время осуществляют доставку и таможенное декларирование товаров, приобретенных физическими лицами за границей на электронных торговых площадках) ничего не изменится. Для операторов поправками предусмотрен порядок уплаты НДС, схожий с действующим порядком уплаты таможенных пошлин. Новеллы вводятся для маркетплейсов и продавцов.
Согласно законопроекту, планируется вводить как бы два налога на одну и ту же категорию товаров (товары, приобретаемые физическими лицами не для коммерческого использования на электронных торговых площадках, и ввозимые перевозчиком или пересылаемые почтой):
(1) Если стоимость товара не превышает беспошлинный лимит (сейчас это 200 евро за один заказ) – налог рассчитывает продавец или маркетплейс с сумм реализации товаров и переводит налог в бюджет.
(2) Если стоимость товара выше, чем 200 евро, налог переводит оператор электронной торговли, порядок аналогичен тому, как сейчас оператор перечисляет в бюджет суммы таможенных пошлин.
Но в любом случае плательщиком нового налога будет физическое лицо.
Законопроект предусматривает поэтапное увеличение ставки НДС:
2027 год – 5%
2028 год –10 %
в 2029 год — 15 %
с 2030 года – 20 %
Несмотря на этот поэтапный план, по мнению Ассоциации, вряд ли избежать резкого роста стоимости ввозимых товаров электронной торговли, и вот почему:
Например, для самого распространенного заказа стоимостью 1500 руб. (доля таких заказов существенна) размер НДС составит 75 рублей (5%). Казалось бы, рост не «резкий». Но введение НДС автоматически повлечет взимание сбора за таможенные операции за этот заказ в размере 689 рублей.
Сейчас сбор не уплачивается, если посылка не облагается пошлиной и НДС. По новым правилам потребитель заплатит 2264 рубля вместо 1500, то есть дополнительно 764 рубля. Это 50% от покупки в 1500 рублей. Представляется, что даже при ставке НДС 5% резкого роста стоимости ввозимых товаров избежать не удастся.
По мнению операторов электронной торговли, ставка НДС начиная с 2029 года является завышенной.
Законопроектом предусмотрена с 2029 года ставка 15% от стоимости, а по товарам, стоимость которых превышает беспошлинный порог, в базу для расчета включается также сумма таможенной пошлины. Для сравнения: в т.н. «традиционном импорте» (то есть при ввозе товаров коммерческими партиями, ставка НДС составляет 20% от ввозной оптовой цены, дополнительно на товар ложится нагрузка продавца 6% (налог на УСН (упрощенная система налогообложения) от цены в карточке товара).
А для товаров электронной торговли предлагается с 2029 года ввести НДС по ставке 15% от цены в карточке товара (то есть от розничной цены для потребителя). Это создаст неравные условия для российских продавцов, которые работают с традиционным импортом коммерческими партиями и иностранных продавцов, которые работают по модели электронной торговли.
Комментарии по другим пунктам законопроекта готовим, опубликуем в ближайшее время.