В последнее время сфера почтовой связи и курьерской доставки в условиях роста электронной коммерции сталкивается с новыми вызовами в области охраны труда. Увеличение объемов доставки, высокая плотность коммуникации и физические нагрузки делают работников уязвимыми к травмам и профессиональным заболеваниям.

Комитет по транспорту и связи Ассоциации провел большую работу и принял активное участие в общественно-профессиональном обсуждении проекта Правил по охране труда при предоставлении услуг почтовой связи и курьерской деятельности, в том числе в рамках обсуждения на круглом столе 25.02.2025г. Министерства труда РФ.

ВНИИ труда Минтруда России провел исследование, посвященное разработке обязательных требований безопасности, направленных на снижение рисков для курьеров и почтовых работников.

Анализ условий труда работников курьерской доставки выявил ряд ключевых опасностей:

  • Физические нагрузки: интенсивные перемещения, подъем и переноска грузов.
  • Психофизиологические факторы: стресс от взаимодействия с клиентами, высокая концентрация внимания на дороге.
  • Производственные риски: ДТП, падения на скользких поверхностях, нападения животных и людей.
  • Воздействие окружающей среды: погодные условия, загазованность, шум и вибрации.

По данным Роструда, основной причиной травматизма среди курьеров остаются ДТП и падения на ровной поверхности, а профессиональные заболевания чаще всего связаны с перегрузками, стрессом и воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды.

Были разработаны следующие предложения для включения в нормативные правовые акты:

  1. Обязательный инструктаж для курьеров по технике безопасности, методам предотвращения конфликтов и оказанию первой помощи.
  2. Оснащение персонала средствами защиты: противоскользящей обувью, шумовыми отпугивателями, мобильными тревожными кнопками.
  3. Контроль нагрузки на курьеров: ограничение веса перевозимых отправлений, применение эргономичных рюкзаков и тележек.
  4. Обеспечение технической исправности используемого транспорта, оснащение его элементами пассивной безопасности.
  5. Дополнительные меры защиты от нападений и криминальных ситуаций, включая мониторинг маршрутов и экстренную связь с охраной.

Эксперты считают, что эти меры не только снизят производственный травматизм, но и повысят качество услуг, укрепляя доверие клиентов. Разработанные рекомендации станут основой для формирования новых стандартов охраны труда в сфере логистики.

Все подготовленные экспертами нашей Ассоциации замечания и предложения рассмотрены и приняты.
Директор УрМФ ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, кандидат экономических наук Ильин Сергей Михайлович выразил признательность Ассоциации и нашим экспертам Комитета по транспорту и связи за совместную работу.